Preview

Проблемы Эндокринологии

Расширенный поиск

Опыт применения бигуанида сиофора при поликистозе яичников

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Изучено влияние бигуанида сиофора на менструальную функцию, состояние эндометрия и гормонально-метаболические показатели у больных поликистозом яичников (ПКЯ). Обследовали 27 больных, из них лечили в течение 3 мес бигуанидом сиофором ("Берлин-Хеми") 15 больных ПКЯ со средним возрастом 30,7 ± 1,7 года. Бигуанид сиофор (метформин) при самостоятельном применении эффективно (в 60% случаев) восстанавливает регулярный менструальный цикл, что сочетается с умеренным снижением массы тела. У большинства получавших сиофор больных ПКЯ продемонстрировано значимое снижение уровня ЛГ в крови (чаще у больных с избыточной массой тела), свидетельствующее о важности коррекции состояния центральных отделов репродуктивной системы, участвующих (наряду с ин- сулинрезистентностью и нарушениями стероидогенеза) в развитии и формировании клинической картины заболевания. Обнаружено повышение концентрации С-пептида в крови, что может быть одним из проявлений преодоления инсулино- резистентности.

Для цитирования:


Берштейн Л.М., Цырлина Е.В., Мешкова И.Е., Порошина Т.Е., Новик В.И., Красильникова Л.А., Коваленко И.Г. Опыт применения бигуанида сиофора при поликистозе яичников. Проблемы Эндокринологии. 2004;50(1):41-44.

For citation:


Bershtein L.M., Tsyrlina E.V., Meshkova I.E., Poroshina T.E., Novik V.I., Krasil'nikova L.A., Kovalenko I.G. The experience of using biguanide siofor with polycystic ovary. Problems of Endocrinology. 2004;50(1):41-44. (In Russ.)

В последние годы накапливаются сведения, позволяющие в существенной степени расширить область применения бигуанидов за пределы рамок, ограниченных нарушениями углеводного и жирового обмена, и рекомендовать эти средства для использования в гинекологической эндокринологии, в частности при поликистозе яичников (ПКЯ).

Основанием для первоначального применения бигуанидов при ПКЯ стал тот факт, что это заболевание, втречающееся, по разным данным, у 5— 10% женщин репродуктивного возраста, представляет собой вариант метаболического синдрома [4, 8, 13, 14], которому присущи также определенные нарушения стероидогенеза надпочечникового или яичникового происхождения [13, 18]. Особенностью этих проявлений заболевания и одновременно значимых составляющих его патогенеза является существование "мостика" между метаболическим и стероидным компонентом, объясняемого в первую очередь несомненной регуляторной ролью инсулина в процессе стероидогенеза [14, 15]. Для лучшего понимания сложности и важности проблемы необходимо отметить, что в развитии ПКЯ немалое значение может иметь и нарушение в центральном отделе гонадотропно-гонадной системы, возможно, на уровне звена гонадолиберин—ЛГ [6, 9], и что все вышеназванные элементы патогенетической цепи могут формироваться достаточно рано — по одной из точек зрения, в интервале, начинающемся внутриутробным периодом и завершающимся моментом полового созревания [11].

Независимо от того, справедлива ли подобная "ранняя" гипотеза или начало заболевания проецируется на более поздние периоды жизни [8, 18], в прикладном отношении существенно, что при достаточно длительном существовании ПКЯ и вялых попытках его терапии в конечном итоге (главным образом у женщин в возрасте старше 35—40 лет) формируются разнообразные формы патологии эндометрия, вплоть до его атипической гиперплазии и рака тела матки [1, 3, 16]. В этом отношении использование бигуанидов при ПКЯ может рассматриваться и как форма своевременной или заблаговременной профилактики названной эндометриальной патологии, в силу чего мы посчитали необходимым представить сведения о собственном опыте применения метилбигуанида сиофора при ПКЯ. Дополнительный интерес представляет тот факт, что высказываемые мнения по поводу эффективности бигуанидов при ПКЯ и их месте в терапии этого заболевания нередко весьма расходятся [6, 7, 12, 14].

Материалы и методы

Исходная группа обследованных нами больных ПКЯ составила 27 человек в возрасте от 19 лет до 41 года, из которых 15 человек (средний возраст 30,7 ± 1,7 года) подверглись терапии сиофором в течение 3 мес в дозе 1,5 г/сут. Прием препарата был разделен на 3 равные дозы по 0,5 г. Сиофор принимали во время или после еды; за исключением единственного случая (проявлявшегося периодической диареей), препарат не давал каких-либо заметных побочных эффектов. Диагноз ПКЯ основывался на типичной клинической картине и под-

креплялся ультразвуковым исследованием (УЗИ) яичников, а также оценкой соотношения ЛГ/ФСГ. До начала исследования и по его завершении больных подвергали взвешиванию, расчету весоростового показателя (Кетле), измерению окружности талии и бедер, исследованию уровня глюкозы, общего холестерина, холестерина липопротеидов высокой плотности, триглицеридов (энзимоколориметрическим методом с использованием наборов фирмы "Рэндокс", Великобритания), инсулина, С- пептида (радиоиммунным методом, "СЕА-Сен Сорин", Франция), Л Г и ФСГ (иммунофермент- ным методом, фирма "Хема", Москва). Помимо этого, наряду с УЗИ яичников и оценкой толщины эндометрия (М-сигнала) осуществляли взятие аспирата из полости матки и мазков из цервикального канала и влагалища и их цитологическое исследование. Для оценки степени гирсутизма использовали балльный индекс Ферримана—Галлвея, фиксирующий характер и выраженность роста волос на лице, груди, бедрах и других частах тела. Анкетный опрос, проводившийся до начала приема и по его завершении, позволял зарегистрировать изменения в состоянии менструального цикла и зафиксировать иные субъективные (отмечаемые больными) проявления заболевания. Для статистического анализа использовали /-критерий Стью- дента.

Результаты и их обсуждение

Сведения о динамике средних величин массы тела, весоростового индекса, уровней глюкозы, холестерина, триглицеридов, липопротеидов, инсулина, С-пептида, ЛГ и ФСГ, а также ультразвукового М-сигнала (толщины эндометрия) у больных ПКЯ, лечившихся сиофором, представлены в таблице. Прежде чем подвергнуть эти данные анализу, следует отметить, что в клиническом плане наиболее важной находкой оказалось восстановление регулярного менструального цикла (после отмечавшейся в предшествующий началу терапии период времени нерегулярности или длительного полного отсутствия) у 60% леченых больных. Это в целом соответствует опубликованным данным, несмотря на существенную вариабельность в них данного показателя от 37 до 91% [7, 10, 12, 14, 17]. Собранные нами сведения представляют реальными и в то же время, исходя из бытующих точек зрения о механизме действия и точках приложения эффекта бигуанидов, достаточно интересными и заставляющими в очередной раз задуматься о том, благодаря чему удается добиться столь благоприятного результата без использования иных, более традиционных, средств терапии ПКЯ. Полученные в настоящей работе при обследовании больных результаты позволяют, как представляется, дополнительно приблизиться к пониманию некоторых аспектов данной проблемы.

Как и ожидалось, и в подтверждение того, что нам ранее удавалось продемонстрировать при применении бигуанидов при совершенно иной патологии [5], в результате 3-месячного курса лечения сиофором отмечается снижение массы тела больных ПКЯ в среднем на 2,3 кг. Существенный разброс индивидуальных значений этого показателя привел, с одной стороны, к тому, что различия между массой тела до и после лечения оказались статистически незначимыми, с другой — это заставило обратить внимание на то (как это делают и другие исследователи [6, 7, 12], что некоторые результаты и их динамика могут быть различными у больных ПКЯ с избыточной (8 человек) и нормальной (7 человек) массой тела, что и подтвердилось на практике (см. ниже).

Несмотря на некоторое снижение массы тела, нам не удалось заметить какого-либо уменьшения величины показателей жироуглеводного обмена (за исключением уровня гликемии, который отчетливо снизился у 5 леченных сиофором больных и несколько повысился только у 1 пациентки). Более того, в то время как уровень тощаковой инсулинемии в результате лечения менялся мало, концентрация С-пептида достоверно возрастала, свидетельствуя об усилении секреторной активности островкого аппарата поджелудочной железы или, что менее вероятно, об ослаблении клиренса этого деривата проинсулина [2].

Заметные, несомненно важные и соответствующие зарегистрированным некоторыми другими исследователями [6, 18] изменения произошли в результате лечения больных П КЯ сиофором в уровне ЛГ. Этот показатель снизился достоверно (а в индивидуальном плане — у 10 из всех прослеженных больных, причем в большинстве случаев наряду с установлением регулярного менструального цикла), что привело на фоне незначительного изменения концентрации ФСГ и к уменьшению отношения ЛГ/ФСГ. В то же время не удалось отметить существенной динамики показателя, характеризующего интенсивность волосяного покрова (гирсутизма), — индекс Ферримана—Галлвея к моменту завершения курса терапии не изменился.

Толщина эндометрия (величина М-сигнала), оценивавшаяся при трансвагинальном варианте УЗИ, исходно у большинства больных и по средним данным находилась на уровне порядка 7 мм и незначительно возрастала к концу лечения сиофором. Это в совокупности с результатами цитологического анализа аспиратов (соответственно которым до начала терапии лишь в небольшом числе случаев отмечались признаки пролиферативных изменений эндометрия, а по ее завершении — главным образом изменения секреторного характера) и вагинальных мазков, характеризовавших эстрогенную насыщенность, позволяет сделать заключение о том, что у обследованных нами больных ПКЯ гиперплазии, а тем более атипии эндометрия не наблюдалось. Хотя по уже приводившимся выше данным, гиперпластические процессы в эндометрии — явление достаточно частое, они, как правило, присущи больным более старшего (чем в нашей группе) возраста и, вероятно, с большей протяженностью заболевания [16]. В любом случае установление у больных в результате лечения сиофором регулярного менструального цикла и секреторного (естественно, в зависимости от дня цикла) характера эндометрия следует рассматривать как благоприятный превентивный фактор, предупреждающий возможное развитие упомянутой патологии эндометрия и рака тела матки. Последнее заболевание, в том случае, когда оно выявляется у женщин, не достигших менопаузального возраста, как известно, нередко сочетается с ПКЯ [3].

Как отмечалось в начальной части этого раздела, больные ПКЯ, которым назначали бигуанид сиофор, по весовому показателю примерно поровну были разделены на 2 группы — с нормальной и избыточной массой тела. При анализе полученных данных выяснилось, в частности, что в то время, как, например, частота восстановления регулярного менструального цикла или повышения уровня С-пептида в крови у больных этих групп не различалась, снижение уровня ЛГ в крови в результате лечения чаще наблюдалось у больных с признаками ожирения. Данное обстоятельство, как видно, свидетельствует в пользу того, что центральный механизм патогенеза ПКЯ не только имеет место [7, 9], но и важен как объект воздействия бигуанидов, хотя это и не связано напрямую с частотой восстановления менструального цикла. Что касается на первый взгляд неожиданного повышения в результате терапии концентрации С-пептида, то, несмотря на то, что по ряду хорошо известных данных би- гуаниды у больных сахарным диабетом типа 2 и ожирением могут приводить к ослаблению инсули- норезистентности за счет снижения инсулинемии [14], анализ как содержащихся в литературе [14, 18], так и собственных сведений в отношении их влияния на уровень С-пептида при ПКЯ (см. таблицу), позволяет допустить по крайней мере у части больных с этой патологией стимулирующее влияние сиофора на продукцию инсулина к концу лечебного курса. Этим может объясняться и более выраженный гипогликемический, а не гиполипи- демический эффект препарата, а с другой стороны, дополнительный выброс С-пептида (инсулина) может также способствовать преодолению инсулино- резистентности.

Обобщая вышесказанное, можно сделать заключение о том, что в благоприятном эффекте бигуанида сиофора при ПКЯ (который, очевидно, мог бы быть и более выраженным при увеличении длительности терапевтического курса [10, 12]) есть и прикладная, и фундаментальная сторона. Вторая из них способствует лучшему пониманию отдельных сторон патогенеза данного заболевания и отчасти подтверждает сделанный вывод о вероятном разнообразии отдельных его форм. В клиническом же отношении важно понять, в какой степени самостоятельное назначение бигуанидов является достаточным и при каких условиях их следует комбинировать с другими вариантами лечения поли- кистоза [4, 6, 17] в надежде повысить эффективность и профилактическую значимость подобной терапии.

Выводы

  1. Метформин при самостоятельном применении у больных ПКЯ эффективно (в 60% случаев) восстанавливает регулярный менструальный цикл, что сочетается с умеренным снижением массы тела.
  2. У большинства леченных сиофором больных ПКЯ продемонстрировано значимое снижение уровня ЛГ в крови.
  3. Относительно быстро достигаемое восстановление менструального цикла у больных ПКЯ при применении метформина (сиофора) не всегда обусловлено гипоинсулинемическим влиянием препарата и может быть в немалой степени приписано его центральному эффекту.

Список литературы

1. Берштейн Л. М. Гормональный канцерогенез. — СПб,2000.

2. Берштейн Л. М., Гамаюнова В. Б., Квачевская Ю. О. и др. // Вопр. онкол. — 2000. — Т. 46, № 2. — С. 191-195.

3. Бохман Я. В. Руководство по гинекологической онкологии. — Л., 1989.

4. Григорян О. Г., Анциферов М. Б. // Пробл. репрод. — 2000. - № 3. - С. 21-27.

5. Дилъман В. М., Берштейн Л. М., Бобров Ю. Ф. и др. // Фи- зиол. человека. — 1981. — № 2. — С. 357-361.

6. Манухин И. Б., Геворкян М. А., Кухаркина О. Б. // Акуш. и гин. - 2002. - № 2. - С. 18-21.

7. Мишиева Н. Г., Назаренко Т. А., Фонченко Н. Д. // Акуш. и гин. - 2002. - № 2. - С. 18-25.

8. Dunaif A., Segal К. R., Futterweit W., Dobrjansky А. // Diabetes. - 1989. - Vol.38. - Р. 1165-1174.

9. Eagleson С. A., Gingrich М. В., Marshall J. С. et al. // J. Clin. Endocrinol. Metab. - 2000. - Vol. 85. - P. 4047-4052.

10. Glueck C. J., Wang P., Fountaine R. et al. // Metabolism. — 1999. - Vol. 48. - P. 511-519.

11. Ibanez L., Valls C., Potau N. et al. // J. Clin. Endocrinol. Metab. - 2000. - Vol. 85. - P. 3526-3530.

12. Moghetti P., Castello R., Negri C. et al. // J. Clin. Endocrinol. Metab. - 2000. - Vol. 85. - P. 139-146.

13. Morin-Papunen L. C., Vauhkonen I., Koivunen R. M. et al. // Hum. Reprod. - 2000. - Vol. 15. - P. 1266-1274.

14. Nestler J. E., Jakubowicz D. J., Ewans W. S., Pasquali Л. // N. Engl. J. Med. - 1998. - Vol. 338. - P. 1876-1880.

15. Poretsky L., Cataldo N. A., Rosenwaks Z., Giudice L. C. // En- docr. Rev. - 1999. - Vol. 20. - P. 535-582.

16. Salha O., Martin-Hirsch P., Lane G., Sharma V. // Hum. Reprod. - 1997. - Vol. 12. - P. 959-962.

17. Velazquez E., Acosta A., Mendoza S. G. // Obstet. and Gynecol. - 1997. - Vol. 90. - P. 392-395.

18. Vrbikova J., Hill M., Starka L. et al. // Eur. J. Endocrinol. —2001- Vol. 144. - P. 69-628.


Об авторах

Л. М. Берштейн

ГУН НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова Минздрава РФ


Россия


Е. В. Цырлина

ГУН НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова Минздрава РФ


Россия


И. Е. Мешкова

ГУН НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова Минздрава РФ


Россия


Т. Е. Порошина

ГУН НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова Минздрава РФ


Россия


В. И. Новик

ГУН НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова Минздрава РФ


Россия


Л. А. Красильникова

ГУН НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова Минздрава РФ


Россия


И. Г. Коваленко

ГУН НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова Минздрава РФ


Россия


Рецензия

Для цитирования:


Берштейн Л.М., Цырлина Е.В., Мешкова И.Е., Порошина Т.Е., Новик В.И., Красильникова Л.А., Коваленко И.Г. Опыт применения бигуанида сиофора при поликистозе яичников. Проблемы Эндокринологии. 2004;50(1):41-44.

For citation:


Bershtein L.M., Tsyrlina E.V., Meshkova I.E., Poroshina T.E., Novik V.I., Krasil'nikova L.A., Kovalenko I.G. The experience of using biguanide siofor with polycystic ovary. Problems of Endocrinology. 2004;50(1):41-44. (In Russ.)

Просмотров: 5729


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0375-9660 (Print)
ISSN 2308-1430 (Online)