Preview

Проблемы Эндокринологии

Расширенный поиск

О национальном регистре сахарного диабета: распространенность инсулиннезависимого диабета и его осложнений (сообщение 1)

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Обсуждается организационная структура Национального регистра сахарного диабета (НРСД) и представлены результаты анализа для одного из территориальных центров НРСД в Центральном административном округе Москвы. Данные указывают на то, что организация НРСД значительно повышает уровень и качество медико-статистического мониторинга за эпидемиологической ситуацией заболевания, расширяет диапазон информации, необходимой в планировании и экономическом обосновании диабетологической службы здравоохранения, позволяет определять стратегию первичной и вторичной профилактики диабета, основные направления эпидемиологических исследований. Данные регистра могут быть использованы в качестве информационной базы для фармацевтических предприятий и предприятий пищевой промышленности при планировании объема производства антидиабетических препаратов и диетических продуктов.

Для цитирования:


Дедов И.И., Сунцов Ю.И., Кудрякова С.В., Рыжкова С.Г., Волков В.С., Инякина Т.И., Лисицын В.Ю., Баслерова Ю.А., Губанов Н.В. О национальном регистре сахарного диабета: распространенность инсулиннезависимого диабета и его осложнений (сообщение 1). Проблемы Эндокринологии. 1996;42(4):3-9.

For citation:


Dedov I.I., Suntsov Yu.I., Kudryakova S.V., Ryzhkova S.G., Volkov V.S., Inyakina T.I., Lisitsyn V.Yu., Baslerova Yu.A., Gubanov N.V. The national register of diabetes mellitus: incidence of noninsulin-dependent diabetes and its complications (communication 1). Problems of Endocrinology. 1996;42(4):3-9. (In Russ.)

Поиск путей улучшения диабетологической службы предполагает получение статистически надежной информации об эпидемиологической ситуации в отношении сахарного диабета (СД). Решение о создании такой информационной службы было принято Минздравмедпромом Российской Федерации в августе 1993 г. В течение последующего времени проводилась активная работа по разработке и организации автоматизированной информационной системы Национального регистра СД (НРСД) в опытных регионах, которую осуществлял НИЦ информационных технологий экстремальных проблем Минздравмед- прома Российской Федерации. Научное сопровождение, организационно-методическую работу, разработку Положения о НРСД, документации регистра, а главное, координацию работ по регистрации больных и ведению создаваемых центров осуществлял Эндокринологический научный центр РАМН. К организации регистра в Московской области была привлечена Московская областная диабетологическая ассоциация. Активное участие в этой работе приняли органы практического здравоохранения, врачи-эндокринологи, территории которых были включены в опытную зону. На момент подготовки статьи ведется опытная эксплуатация Московского городского и Московского областного регистра детей, больных СД, а также регистра взрослых больных в Центральном, Юго-Западном административных округах Москвы и Мытищинском районе Московской области. Подготовлена материально-техническая база в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Самаре.

Структура НРСД представляет 3-ступенчатую систему центров сбора, передачи и аналитической обработки данных. В нем выделяют территориальный уровень, центр которого осуществляет сбор информации, ее верификацию, анализ, передачу результатов анализа на областной, республиканский или городской уровень, а также ведение базы данных и многие другие задачи, описанные в Положении о НРСД. Центр областного уровня осуществляет сбор и анализ данных в пределах своей области и передает их на федеральный уровень, в задачу которого входит сбор данных от региональных центров России.

Перечень основных данных, которые представляет центр НРСД любого уровня, включает в себя сведения о распространенности, частоте СД, показатели смертности больных и ее непосредственные причины, а также сведения о распространенности основных осложнений диабета, причинах инвалидности, данные о фактической потребности в лекарственных средствах и др. На основании этих данных осуществляется планирование лечебно-профилактической помощи больным СД, формируется ее стратегия.

Учитывая, что около 85% больных имеют ин- сулиннезависимый СД (ИНСД) [9, 11], свое первое сообщение по результатам анализа данных регистра мы посвятили проблемам этого типа диабета. Известно, что распространенность ИНСД более чем в 10 раз превышает распространенность инсулинзависимого СД (ИЗСД). Это различие обусловлено многими факторами и в значительной степени зависит от этнической принадлежности популяций. Так, в европейских странах распространенность ИНСД колеблется в пределах 3—6%, в то время как в Полинезии и Микронезии она достигает 25—30% [6]. В отличие от ИЗСД распространенность ИНСД увеличивается с возрастом и достигает максимальных значений в возрастной группе 60 лет и старше [1, 7, 19]. При этом показатели распространенности ИНСД недостаточно полно отражают реальную ситуацию, так как фактическое число лиц с недиагностиро- ванным ИНСД во многих группах населения достаточно велико [1].

Стертость клинических проявлений ИНСД, несвоевременное обращение больных за медицинской помощью, а также недостаточная компенсация углеводного и липидного обмена обусловливают более высокую частоту развития у лиц с ИНСД сосудистых осложнений, которые приводят к их ранней инвалидизации или смерти.

С учетом вышеизложенного в статье представлены результаты анализа данных одного из территориальных центров НРСД в Центральном административном округе (ЦАО) Москвы.

Материалы и методы

Одной из основных задач создания НРСД было проведение регистрации всех случаев СД на конец 1994 г. На 01.01.95 среди населения ЦАО Москвы в возрасте 18 лет и старше зарегистрирован 7681 больной СД, среди которых 6796 человек были больны ИНСД. Регистрация проводилась по специальной карте (форма 40-95, см. приложение), которая заполнялась эндокринологами районных поликлиник. Наличие осложнений СД подтверждалось результатами обследования

Распространенность и частота ИНСД среди населения ЦАО Москвы в возрасте 18 лет и старше (на 100 000 населения соответствующих групп)

Показатель

Мужчины (1)

Женщины (2)

Оба пола

Р1-2

Распространенность ИНСД

707,0

1842,7

1349,88

< 0,001

Частота ИНСД

43,88

119,60

86,75

< 0,001

больных в поликлинике и/или стационаре по месту жительства. Полученные данные вводили в базу данных регистра.

Результаты и их обсуждение

На 01.01.95 распространенность ИНСД в ЦАО Москвы (см. таблицу) составила 1349,88, а частота — 86,75 на 100 000 населения. Эти результаты сравнимы с данными регистров г. Софии [16] и Каунаса [3]. В то же время до данным регистра распространенность ИНСД в Праге [19] и Таллинне [13] была несколько выше.

Анализ распространенности ИНСД в зависимости от пола показал, что распространенность этого типа СД у женщин составила 1842,7, а у мужчин — 707,0 на 100 000 населения соответствующего пола (р < 0,05). Интерпретация этих данных требует учета некоторых демографических особенностей ЦАО Москвы. Так, средняя продолжительность жизни у женщин примерно на 10 лет выше, чем у мужчин, в связи с этим число лиц женского пола в возрасте 70 лет и старше в ЦАО Москвы в 2,65 раза больше, чем мужчин того же возраста. Средний возраст населения этого округа выше, чем средний возраст населения других округов, и составляет 40,2 года, в то время как по другим округам он не превышает 39 лет (р < 0.001). Логично предположить, что и темпы роста заболеваемости ИНСД у мужчин с возрастом снижаются. И хотя аналогичные данные были получены в ряде других исследований [2, 5, 17, 24], различие в них было не столь значительным. Многие авторы не находили различий в распространенности ИНСД среди женщин и мужчин [4, 19], а в исследовании, выполненном в Израиле, наоборот, отмечены более высокие показатели распространенности этого типа СД среди мужчин [22].

Известно, что показатели распространенности ИНСД с возрастом увеличиваются. Полученные нами данные подтверждают эту закономерность. Так, распространенность ИНСД на территории регистра ЦАО (рис. 1) достигает своих макси-

75-75

0.012 - О

20-29

0.015

0.012

30-39

0.04 6

40- 49

50-59

60- 69

старше 5                       4                                             2       = оз 234 5 678

Рис. 1. Распространенность ИНСД с учетом возраста и пола больных (на 100 000 взрослого населения).

По оси ординат — возраст (в годах); по оси абсцисс — распространенность ИНСД (в тыс.). Заштрихованные столбики — мужчины, светлые — женщины.

Рис. 2. Общая распространенность осложнений ИНСД у больных 18 лет и старше.

По оси ординат — осложнения СД: 1 — ретинопатия, 2 — катаракта, 3 — нефропатия, 4 — сенсорная нейропатия, 5 — автономная нейропатия, 6 — диабетическая стопа, 7 — макроангиопатия нижних конечностей, 8 — стенокардия, 9 — инфаркт миокарда, 10 — атеросклеротический кардиосклероз, 11 — инсульт, 12 — гипертония; по оси абсцисс — распространенность осложнений ИНСД (в %).

мальных значений у лиц в возрасте 60—69 лет (2128,5 у мужчин и 4224,0 у женщин на 100 000 населения соответствующего возраста) и 70 лет и старше (3780,0 у мужчин и 6311,1 у женщин на 100 000 населения соответствующего возраста). В то же время в возрастной группе 30—33 лет распространенность ИНСД составила 46,5 у мужчин и 46,7 у женщин, а в возрасте 40—49 лет — 233,5 у мужчин и 374,0 у женщин на 100 000 населения соответствующего возраста.

Осложнения ИНСД были зафиксированы у 86% больных (рис. 2). Ретинопатия обнаружена у 1980 (28,9%), катаракта — у 2418 (35,4%), нефропатия — у 803 (11,6%), нейропатия — у 2249 (32,6%) больных. Более высокая распространенность наблюдалась в отношении различных форм ИБС: стенокардия отмечена у 3660 (53,4%), инфаркт миокарда — у 893 (12,5%), атеросклеротический кардиосклероз — у 4240 (63,4%) больных. Артериальная гипертония (АГ) наблюдалась у 4634 (67,6%), инсульт — у 603 (8,5%) больных. Несколько реже выявлялась диабетическая макроангиопатия нижних конечностей — у 1438 (20,9%) больных.

Имеется достаточно много работ, которые свидетельствуют о большей распространенности стенокардии, инфаркта миокарда [12, 14, 19, 21, 23], а также АГ [11, 12] среди больных ИНСД по сравнению с больными ИЗСД. Высокую распространенность сердечно-сосудистых осложнений у больных ИНСД ряд исследователей связывают с высоким риском развития у них атеросклероза [10]. При этом определенное значение придается сочетанной генетической предрасположенности как к ИНСД, так и к развитию атеросклеротического поражения магистральных сосудов [18].

Анализ распространенности осложнений среди больных ИНСД с учетом их возраста показал, что происходит закономерный рост ее показателей с увеличением возраста больных. Так, в возрастной группе 60 лет и старше (рис. 3) показатели распространенности сердечно-сосудистых поражений были достоверно выше, чем в группе лиц 40—49 лет. При этом у больных в возрасте 60 лет и старше распространенность стенокардии достигала 59,5%, инфаркта миокарда — 13,8%, АГ — 69,4%. Макроангиопатия нижних конечно-

Рис. 3. Распространенность осложнений ИНСД у больных 18 лет и старше с учетом их возраста.

По оси ординат — распространенность осложнений ИНСД (в %); по оси абсцисс — осложнения СД: 1 — ретинопатия, 2 — катаракта, 3 — нефропатия, 4 — нейропатия, 5 — макроангиопатия нижних конечностей, 6 — диабетическая стопа, 7 — стенокардия, 8 — инфаркт миокарда, 9— атеросклеротический кардиосклероз, 10— инсульт, 11 — гипертония; а — возраст больных 18—29 лет, б — 30—39 лет, в — 40—49 лет, г — 50—59 лет, д — старше 60 лет.

стей обнаруживалась в этой возрастной группе в 21,6% случаев. Что касается других осложнений, то достоверные различия были выявлены лишь между показателями распространенности нейропатии в возрастных группах 40—49 и 60—69 лет (28,8 и 38,6% соответственно). Показатели распространенности ретинопатии и нефропатии существенно не различались во всех возрастных группах.

Рассматривая изменения показателей распространенности осложнений у больных в зависимости от пола (рис. 4), мы выявили, что у женщин достоверно чаще, чем у мужчин, развиваются катаракта, ИБС, АГ. В то же время распространенность инфаркта миокарда среди мужчин почти в 2 раза превышала таковую у женщин. Показатели распространенности ретинопатии и нефропатии у мужчин и женщин с ИНСД не различались. Эти данные сопоставимы с результатами исследований, проведенных в США [14], Финляндии [21, 23], Чехии [19].

Поднято считать, что развитие и прогрессирование осложнений СД находится в прямой зависимости от длительности диабета [8, 15, 20]. Согласно нашим данным (рис. 5), ретинопатия у лиц с длительностью ИНСД до 5 лет наблюдалась в 20,5%, а с длительностью 15 лет и более — в 38% случаев (р < 0,001), катаракта — в 29,1 и 46,8% (р < 0,001), нейропатия — в 21,4 и 39,7% (р < 0,001), макроангиопатия — в 15,0 и 28,3% (р < 0,001), инфаркт миокарда — в 9,5 и 17,1% случаев соответственно (р < 0,001). Несколько меньшими были различия в распространенности инсульта (7,2 и 10,9%; р < 0,05) и практически не было различий в распространенности АГ (66,8 и 67,6%; р > 0,005).

Анализируя показатели распространенности осложнений у мужчин и женщин с ИНСД в зависимости от его длительности, мы обнаружили, что у женщин при длительности СД 11 — 15 и 16—

1 -

2

  • -
  • -
  • -
  • -
  • -49,1

10

26,0

KWW44          I 30,1

3,4               12,3

ШШ'---------------------- ! 34,5

5,0 ЕП 5,7

4,9 ЕЕЗ з,б

И 19,5

ШШ'-----------------         ■ -.... "1 54,6

.9,7                   8,3

11 -

70 60 50 40 30 20 10 О

Рис. 4. Распространенность осложнений ИНСД у больных 18 лет и старше с учетом их пола.

По оси ординат — осложнения СД: 1 — ретинопатия, 2 — катаракта, 3 — нефропатия, 4 — сенсорная нейропатия, 5 — автономная нейропатия, 6 — диабетическая стопа, 7— макроангиопатия нижних конечностей, 8 — стенокардия, 9 — инфаркт миокарда, 10— атеросклеротический кардиосклероз, И — инсульт, 12 — гипертония; по оси абсцисс — распространенность осложнений ИНСД (в %). Черный прямоугольник — мужчины, заштрихованный — женщины.

Рис. 5. Распространенность осложнений ИНСД у больных 18 лет и старше с учетом длительности заболевания.

По оси ординат — распространенность осложнений ИНСД (в %); по оси абсцисс — осложнения СД: 1 — ретинопатия, 2 — катаракта, 3 — нефропатия, 4 — сенсорная нейропатия, 5 — автономная нейропатия, 6 — макроангиопатия нижних конечностей, 7 — диабетическая стопа, 8 — стенокардия, 9 — инфаркт миокарда, 10 — атеросклеротический кардиосклероз, 11 — инсульт, 12 — гипертония; а — длительность заболевания 0—5 лет, б — 6—10 лет, в — 11—15 лет, г — более 15 лет.

20 лет достоверно чаще, чем у мужчин, встречались катаракта, полинейропатия и стенокардия. Вместе с тем для мужчин были характерны более высокие показатели распространенности инфаркта миокарда в группах с длительностью СД 1—5 и 6—10 лет и ангиопатии нижних конечностей в группе с длительностью СД 11—15 лет.

В данной статье представлена лишь часть результатов анализа полученной информации по ИНСД. В следующем сообщении планируется представить аналогичные данные по ИЗСД. Следует отметить, что аналитическая программа НРСД значительно шире и позволяет осуществлять решение как обязательных стандартных задач, так и задач произвольного характера, если таковые возникают. При этом открывается возможность прогнозирования заболеваемости СД, а значит, и осуществления более эффективной его профилактики. Представленный объем основных эпидемиологических характеристик ИНСД существенно расширяет возможности более эффективной организации лечебно-профилактической помощи этим больным.

Выводы

  1. Организация НРСД значительно повышает уровень и качество медико-статистического мониторинга за эпидемиологической ситуацией заболевания, расширяет диапазон информации, необходимой в планировании и экономическом обосновании диабетологической службы здравоохранения, позволяет определять стратегию первичной и вторичной профилактики диабета, основные направления эпидемиологических исследований.

Данные регистра могут быть использованы в качестве информационной базы для фармацевтических предприятий и предприятий пищевой промышленности при планировании объема производства антидиабетических препаратов и диетических продуктов.

Список литературы

1. Доклад комитета экспертов ВОЗ по сахарному диабету: Пер. с англ. — М., 1987. — С. 32—74.

2. Сунцов Ю. И., Мазовецкий А. Г., Жуковский Г. С. // Пробл. эндокринол. — 1984. — № 3. — С. 11—15.

3. Урбонайте Б. К., Миникявичене Л. И., Лютайте В. С. // Вопросы эндокринологии. — Вильнюс, 1987. — С. 176.

4. Cedercholm J. // Uppsale J. med. Sci. — 1985. — Vol. 90. — P. 201-207.

5. Di Cianni G., Benzi L., Giannarelli R. et al. // Diebetologia. — 1992. - Vol. 35, Suppl. 1. - P. 133-A.

6. Ekoe J. M. I I Diabetes Mellitus. Aspects of the Worldwide Epidemiology of Diabetes and its Longtetm Complications. — Amsterdam, 1988. — P. 23—34.

7. French L. R., Boen J. R., Martinez A. M. et al. // Diabetes. — 1990. - Vol. 39. - P. 1131-1137.

8. Garancini P., Gallus G., Calori G. et al. // J. Diab. Compl. — 1988. - Vol. 2. - P. 12-15.

9. Groop L. C., Eriksson J. G. // Ann. Med. — 1992. — Vol. 24. - P. 483-489.

10. Henefeld M., Haller H., Schulze J. et al. // Dtsch. Gesundh. — Wes. - 1984. - Bd 39. - S. 1889-1892.

11. Janka H. U. // Prevention and Treatment of Diabetic Late Complications. — Berlin, 1989. — P. 29—39.

12. Jarrett R. J. // Diabetologia. - 1984. - Vol. 26. - P. 99- 102.

13. Kalits I., Kallikorm A., Adoiaan B. // G. ital. Diabetol. — 1992. - Vol. 12, Suppl. 1. - P. 14.

14. Kennel W. B., McGee D. L. // Circulation. — 1979. — Vol. 59. - P. 8-13.

15. Klein R., Klein B., Moss S. et al. // Arch. Ophthalmol. — 1984. - Vol. 102. - P. 527-532.

16. Koev D. // G. ital. Diabetol. - 1992. - Vol. 12, Suppl. 1. - P. 10.

17. Matsuura N. // Japan—US Diabetes Epidemiology Training Courses. — Tokyo, 1992. — P. 50—54.

18. Owerbach D., Johansen K, Billesbolle P. et al. // Lancet. — 1982. - Vol. 2. - P. 1291—1293.

19. Perusicova J., Neuwrit K. // Epidemiology of Diabetes Mellitus in Prague. — Prague, 1992. — P. 27—89.

20. Pirart J. // Diabet. Care. - 1987. - Vol. 1. - P. 168-188; 253-265.

21. Pyorala K. // Prevention and Treatment of Diabetic Late Complications. — Berlin, 1989. — P. 151—158.

22. Stern E., Blau J., Rusecki Y. et al. // Diabetes. — 1988. — Vol. 37. - P. 297-302.

23. Uusitupa M., Siitonen O,, Aro A. et al. // Diabetologia. — 1985. - Vol. 28. - P. 22-27.

24. Wagenknecht L., Roseman M., Allexandex W. // Diabetes. — 1989. - Vol. 38. - P. 629-633.


Об авторах

И. И. Дедов
ГУ Эндокринологический научный центр РАМН
Россия


Ю. И. Сунцов
ГУ Эндокринологический научный центр РАМН
Россия


С. В. Кудрякова
ГУ Эндокринологический научный центр РАМН
Россия


С. Г. Рыжкова
ГУ Эндокринологический научный центр РАМН
Россия


В. С. Волков
ГУ Эндокринологический научный центр РАМН
Россия


Т. И. Инякина
ГУ Эндокринологический научный центр РАМН
Россия


В. Ю. Лисицын
ГУ Эндокринологический научный центр РАМН
Россия


Ю. А. Баслерова
ГУ Эндокринологический научный центр РАМН
Россия


Н. В. Губанов
ГУ Эндокринологический научный центр РАМН
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Дедов И.И., Сунцов Ю.И., Кудрякова С.В., Рыжкова С.Г., Волков В.С., Инякина Т.И., Лисицын В.Ю., Баслерова Ю.А., Губанов Н.В. О национальном регистре сахарного диабета: распространенность инсулиннезависимого диабета и его осложнений (сообщение 1). Проблемы Эндокринологии. 1996;42(4):3-9.

For citation:


Dedov I.I., Suntsov Yu.I., Kudryakova S.V., Ryzhkova S.G., Volkov V.S., Inyakina T.I., Lisitsyn V.Yu., Baslerova Yu.A., Gubanov N.V. The national register of diabetes mellitus: incidence of noninsulin-dependent diabetes and its complications (communication 1). Problems of Endocrinology. 1996;42(4):3-9. (In Russ.)

Просмотров: 798


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0375-9660 (Print)
ISSN 2308-1430 (Online)