Preview

Проблемы Эндокринологии

Расширенный поиск

Отдаленные последствия применения пестицидов и заболеваемость сахарным диабетом в сельской местности

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Целью настоящей работы было изучение диабетогенности таких приоритетных химических групп пестицидов, как хлорорганические (ХОС), фосфорорганические (ФОС), медьсодержащие (МС) и карбаматы, являющиеся приоритетными элементами в экосистеме сельской местности Республики Дагестан. Пестициды ХОС, ФОС и МС способствуют росту частоты развития СД, в наибольшей степени это влияние проявляется с помощью ИЭР. При оценке диабетогенности пестицидов по отдаленным последствиям целесообразно их экологический риск рассматривать раздельно для каждой химической группы. Наибольший риск развития СД связан с отдаленными последствиями ХОС, затем МС-пестицидов, имеющих высокий оценочный балл. При оценке диабетогенности экосистемы следует учитывать и отдаленные последствия. При прогнозировании экологических аспектов СД, разработке мероприятий по организации диагностических, лечебных и противодиабетических мероприятий необходимо учитывать не только суммарные показатели интенсивности применения средств химизации, но и конкретные группы химических соединений с учетом их оценочных баллов.

Для цитирования:


Абусуев С.А., Хачиров Д.Г. Отдаленные последствия применения пестицидов и заболеваемость сахарным диабетом в сельской местности. Проблемы Эндокринологии. 1996;42(5):12-14.

For citation:


Abusuyev S.A., Khachirov D.G. Remote effects of exposure to pesticides and the incidence of diabetes mellitus in rural areas. Problems of Endocrinology. 1996;42(5):12-14. (In Russ.)

Данные об эпидемиологии сахарного диабета (СД) в сельской местности Дагестана [1,2] свидетельствуют о значительном влиянии на заболеваемость природных (высотные климатогеографические пояса, зоны) и антропогенных экологических факторов (средства химизации сельскохозяйственного производства). Установлено, что интенсивные показатели (ИП) заболеваемости СД зависят от суммарных показателей интенсивности применения пестицидов минеральных удобрений, в том числе и азотных.
В то же время, по данным [3], больные СД среди множества причин, провоцировавших, по их мнению, развитие болезни, не отметили средства химизации сельскохозяйственного производства, имеющие тотальное влияние на население, особенно сельское. Авторы не сообщают о месте жительства анкетированных больных и их социальном положении, профессии. Возможно, то, что приоритетные экологические факторы в сельской местности не вошли в группу факторов риска СД, объясняется как отсутствием научно обоснованных данных о диабетогенной значимости средств химизации сельскохозяйственного производства, так и сложившимся традиционным отношением к группе факторов риска этого заболевания. Больные выбирали ответы на предложенные вопросы. Эти же авторы рассматривают развитие СД при сочетании наследственной предрасположенности и неблагоприятного воздействия среды как наиболее вероятный путь реализации диабетогенно- сти экосистемы.
В соответствии с современной классификацией ВОЗ выделяются также формы СД, развивающиеся в результате воздействия химических веществ, повреждения рецепторов к инсулину. В условиях клиники и экспериментальных исследований установлено, что пестициды оказывают общетоксическое действие, обладают кумулятивными свойствами и дают отдаленные мутагенный, эмбрио- токсический, гонадотропный, тератогенный и бластомогенный эффекты.
Учитывая полученные данные о выявлении зависимости заболеваемости СД от суммарной территориальной нагрузки (TH) пестицидов, целью настоящей работы было изучение диабетогенно- сти таких приоритетных химических групп пестицидов, как хлорорганические (ХОС), фосфорорганические (ФОС), медьсодержащие (МС) и карбаматы, являющиеся приоритетными элементами в экосистеме сельской местности Республики Дагестан. В течение последних 3—5 лет TH пестицидов существенно снизилась, однако, учитывая высокую интенсивность их применения в предшествовавшие годы и кумулятивные свойства, а также неблагоприятные отдаленные последствия, в работе сочли целесообразным использовать данные о TH перечисленных пестицидов за 5 лет (1983— 1987). В доступной литературе нет сведений о потенциальной диабетогенной значимости перечисленных приоритетных химических групп пестицидов, хотя они и находят широкое применение в хозяйственной деятельности.
Материалы и методы
Для изучения влияния ХОС, ФОС, МС и карбаматов на заболеваемость СД использованы данные об ассортиментном индексе (АИ) TH пестицидов в пределах отдельных сельских административных районов, разделенных на 4 группы с учетом величины АИ применения каждой химической группы веществ. АИ TH пестицидов — безразмерная единица измерения, представляющая произведение TH (в кг/га) на величину оценочного балла для каждого пестицида раздельно или химической группы суммарно. Оценочный балл учитывает токсичность, кумулятивные свойства, стойкость и летучесть пестицидов. Минимальный оценочный балл — единица. Чем больше превышение над единицей, тем больше биологическая опасность, фактор риска.
Риск развития СД оценивали по величине индекса экологического риска (ПЭР), являющегося отношением ИII заболеваемости СД во 2, 3 и 4-й группах сельских районов к ИП в 1-й группе с наименьшими величинами АИ для всех 4 химических групп пестицидов. Чем выше АИ, тем больше опасность для здоровья населения.
В качестве источников информации использованы данные республиканской и районных станций защиты растений, районных центров санэпиднадзора, накопленные и систематизированные на кафедре общей гигиены и экологии человека Дагестанской государственной медицинской академии в 1983— 1987 гг. Данные о заболеваемости СД за 1985-1993 гг. взяты
Таблица 1 Таблица 2
ИП заболеваемости СД в зависимости от АИ ХОС ИП заболеваемости СД в зависимости от АИ ФОС
(в случаях на 100 000 населения) (в случаях на 100 000 населения)
Величина АИ ХОС, кг/га Число районов ИЛ Величина АИ ФОС, кг/га Число районов ИП
СД СД I типа СД II типа СД СД I типа СД II типа
До 2,5 6 91,9 25,0 66,9 До 5,0 6 83,6 25,7 57,9
2,6-5,0 7 100,8 21,5 79,3 5,1-8,0 7 149,9 41,7 108,2
5,1-7,0 7 154,5 38.8 115,7 8,1-9,0 7 152,4 36,1 116,3
7,1 и более 7 159,9 40,1 119,9 9,1 и более 7 120,4 22,0 98,1
КФ 1,76 1,25 1,52 КФ 1,33 1,16 1,38
КО 0,43 0,37 0,41 КО 0,38 0,36 0,39
КД 19,0 14,0 17,0 КД 15,0 13,0 15,0
из банка данных кафедры эндокринологии Дагестанской государственной медицинской академии, накапливающей всю информацию о заболеваемости СД в Дагестане. Влияние указанных химических групп на заболеваемость СД I и II типов оценивали с помощью метода дисперсионного анализа. Разницу ИП заболеваемости СД по разным группам районов по величине АИ оценивали с помощью критерия Фишера (КФ), корреляционного отношения (КО) и коэффициента детерминации (КД). Перечисленные химические группы пестицидов входят в критический уровень нагрузки (КУН) [4, 5]. КУН для гербицидов, ФОС, МС-пестицидов и карбаматов суммарно составляет 3,93 кг/га. По мнению авторов, TH выше КУН представляет реальную опасность для здоровья. По Дагестану TH указанных химических групп пестицидов кратно превышала КУН.
Результаты и их обсуждение
В табл. 1 приведены данные дисперсионного анализа зависимости заболеваемости СД от АИ. Из табл. 1 видно, что ИП заболеваемости СД обоих типов линейно растет с увеличением АИ ХОС.
ИЭР для обоих типов СД во 2, 3, 4-й группах районов составил соответственно 109,7, 168,1 и 174,0%. Зависимость заболеваемости СД от АИ ХОС статистически недостоверна, КО свидетельствует о средней силе связи, а КД составил 19%. Для СД I типа отмечен нелинейный рост ИП по группам районов с увеличением АИ ХОС, однако КФ, КО и КД свидетельствуют о меньшей зависимости заболеваемости СД I типа от АИ ХОС, чем ИП заболеваемости СД обоих типов. Наибольшая величина ИЭР (160,4%) отмечена в 4-й группе районов с АИ 7,1 и более, наименьшая (86,0%) — во 2-й группе районов. ИП заболеваемости СД II типа характеризуются линейным ростом с увеличением АИ, а ИЭР составил 118,5, 172,9, 179,2% соответственно по группам районов. Как показывают КФ, КО и КД, зависимость частоты заболеваемости СД II типа от АИ ХОС не носит статистически достоверного характера, хотя эта зависимость более значима, чем для СД I типа. Данные о зависимости СД от АИ ФОС приведены в табл. 2.
Из данных табл. 2 следует, что влияние ФОС на заболеваемость СД обоих типов носит нелинейный характер. ИЭР во 2, 3 и 4-й группах районов составил соответственно 179,3, 182,3 и
144,1%. КФ и КО свидетельствуют о статистически недостоверной слабой связи заболеваемости СД обоих типов с АИ ФОС. Такое заключение правомочно и в отношении СД I и II типов. ИЭР для СД I типа составил соответственно 162,2, 140,5 и 85,6% (зависимость также нелинейная).
Для СД II типа ИЭР составил 186,9, 200,9 и 169,4%. Несмотря на весьма значительные величины ИЭР, превышающие показатели для СД I типа, влияние АИ ФОС на заболеваемость СД II типа также статистически недостоверно. TH МС- пестицидов в КУН варьирует от 2,75 до 4 кг/га. В сельской местности Дагестана, особенно на территории равнинной зоны с развитым виноградарством, TH МС пестицидов в 2 раза и более превышает КУН. МС-пестициды составляют в суммарной TH от 18% (по горной зоне республики) до 32% (по предгорной зоне). На территории равнинной зоны удельный вес пестицидов этой группы составил 30,5%.
Из табл. 3 следует что тенденция к росту ИП с увеличением АИ МС-пестицидов очевидна, однако феномен имеет нелинейный характер. ИЭР для ИП заболеваемости СД обоих типов по 2, 3 и 4-й группам районов составил соответственно 126,1, 119,4 и 174%. КФ свидетельствует о статистически незначимой связи средней силы заболеваемости СД обоих типов с АИ МС-пестицидов; невелик и КД.
ИЭР для СД I типа по группам районов составил 162,2, 140,5 и 85,6%, для СД II типа — 186,9, 200,9 и 169,4% соответственно.
Из этих данных следует, что, во-первых, МС- пестициды — фактор риска развития СД, во-вторых, зависимость нелинейная и статистически недостоверная. Значительные величины ИЭР подтверждают, особенно для СД II типа, выраженную тенденцию к росту заболеваемости с увеличением интенсивности применения МС-пестицидов.
Карбаматы имеют КУН 0,58—1,55 кг/га. В реальных условиях в Дагестане за анализируемый период TH этой группы пестицидов превышала критический уровень нагрузки в 1,5—2 раза.
Таблица 3
ИП заболеваемости СД в зависимости от АИ МС-пестицидов (в случаях на 100 000 населения)
Величина АИ МС-пестицидов, кг/га Число районов ИП
СД СД I типа СД II типа
До 18,0 7 96,4 21,8 74,6
18,1-22,0 6 121,6 27,6 94,0
22,1-24,0 8 115,1 26,9 88,2
24,1 и более 9 167,7 43,3 124,4
КФ 1,67 1,66 1,24
КО 0,40 0,40 0,35
кд 16,0 16,0 12,0

Таблица 4
ИП заболеваемости СД в зависимости от АИ карбаматов
Величина АИ карбаматов, кг/га Число районов ИП
СД СД I типа СД II типа
До 5,5 7 125,3 35,0 90,4
5,6-10,0 6 93,4 21,1 72,3
10,1-20,0 7 129,7 5,8 93,9
20,1 и более 7 158,9 32,9 125,9
КФ 0,89 0,55 1,04
КО 0,32 0,26 0,35
кд 10,0 0,7 12,0

В табл. 4 приведены данные дисперсионного анализа зависимости заболеваемости СД от АИ карбаматов.
Данные табл. 4 подтверждают мнение о том, что карбаматы неблагоприятно влияют на заболеваемость СД. ИЭР для СД обоих типов по группам районов составил 74,5, 103,5 и 126,8%, для СД I типа — 60,3, 102,3 и 94,0%, для СД II типа — 80,0, 103,9 и 139,3% соответственно. Корреляционное соотношение свидетельствует о том, что воздействие ХОС, ФОС, МС и карбаматов способствует развитию СД, преимущественно II типа. Из 4 химических групп пестицидов ни по одной не установлено статистически достоверной зависимости ИП СД от АИ. Корреляционное соотношение свидетельствует о связи средней силы (за исключением карбаматов).
ИЭР в большей степени подтверждает диабетогенное действие изученных групп пестицидов. Удельный вес пестицидов с оценочным баллом больше 2, которые представляют наибольшую опасность для здоровья, в среднем по сельской местности составил 59,4% от всех пестицидов, в группе ХОС - 89,1%, ФОС - 19,6%, МС - 100% и карбаматов — 8,2% от всех химических соединений в каждой группе.
Выводы
1. Пестициды ХОС, ФОС и МС способствуют росту частоты развития СД, в наибольшей степени это влияние проявляется с помощью ИЭР. При оценке диабетогенности пестицидов по отдаленным последствиям целесообразно их экологический риск рассматривать раздельно для каждой химической группы.
2. Наибольший риск развития СД связан с отдаленными последствиями ХОС, затем МС-пестицидов, имеющих высокий оценочный балл. • При оценке диабетогенности экосистемы следует учитывать и отдаленные последствия.
3. При прогнозировании экологических аспектов СД, разработке мероприятий по организации диагностических, лечебных и противодиабетиче- ских мероприятий необходимо учитывать не только суммарные показатели интенсивности применения средств химизации, но и конкретные группы химических соединений с учетом их оценочных баллов.

Список литературы

1. Абусуев С. А., Хачиров Дж. Г., Ахмедханов А. А. // Пробл. эндокринол. — 1993. — № 1. — С. 21—24.

2. Абусуев С. А., Хачиров Дж. Г., Ахмедханов А. А., Унтилов Г. В // Там же. - 1995. - № 3. - С. 7-10.

3. Давиденкова Е. Ф., Либерман И. С. Генетика сахарного диабета. - Л., 1988. - С. 11-15.

4. Полъченко В. И., Качинский А. Б., Сарницкая Н. П. // Здоровье населения — окружающая среда. — Ростов-н/Д., 1991. - С. 68-69.

5. Wachter A. G. М., Staring W. D. Е. 1981. Цит. по Польченко В. И. и др.


Об авторах

С. А. Абусуев
Дагестанская государственная медицинская академия
Россия


Д. Г. Хачиров
Дагестанская государственная медицинская академия
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Абусуев С.А., Хачиров Д.Г. Отдаленные последствия применения пестицидов и заболеваемость сахарным диабетом в сельской местности. Проблемы Эндокринологии. 1996;42(5):12-14.

For citation:


Abusuyev S.A., Khachirov D.G. Remote effects of exposure to pesticides and the incidence of diabetes mellitus in rural areas. Problems of Endocrinology. 1996;42(5):12-14. (In Russ.)

Просмотров: 419


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0375-9660 (Print)
ISSN 2308-1430 (Online)